Хроники российского тура Deep Purple Печать
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 
Автор: DarkMan   
20.04.2009 13:22
Началась эта эпопея 4 октября 2004 года, когда я приехал в Москву и получил аккредитацию на тур легендарных Deep Purple. Вы представляете себе, что это такое?



В Россию Deep Purple приехали уже пятый раз, на территорию так называемого СНГ - шестой, но нынешний тур - особый. Ещё никогда группа такого ранга, как Deep Purple не совершала столь масштабного тура по нашей стране. Семнадцать городов принимали у себя музыкантов легендарной группы, семнадцать городов рукоплескали музыке Deep Purple. Итак, города в порядке посещения: Екатеринбург, Кемерово, Красноярск, Владивосток, Хабаровск, Иркутск, Новосибирск, Самара, Ярославль, Москва, Санкт-Петербург, Уфа, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Донецк, Харьков, Киев



Урал. Первый в этом году снег, промозглый ветер… Первая пресс-конференция с музыкантами группы Deep Purple. Сижу в холле великолепной гостиницы, до самого верха - одни тонированные стёкла. Вот по холлу прошел Брюс Пейн, а вскоре появляется и тот, кого я ждал - Дон Эйри. Мы поздоровались, и по нему было видно, что он принял меня за очередного оголтелого фаната. Но я достаю то, ради чего я ждал Дона - ноты.



Да-да, уважаемый читатель, для тура я отобрал ноты русских песен. Дон отреагировал мгновенно: давай присядем, и с интересом стал просматривать листы. На каждом листе у меня было написано, для какого города предназначается та или иная песня, кроме того, несколько песен я приготовил про запас. Дон радовался, как ребёнок, каждые ноты он пропел басовитым голосом. Для тех, кто не знает или не помнит, поясню: на каждом концерте в органной импровизации перед песней "Perfect Strangers" Дон играет фрагмент какой-нибудь песни, характерной именно для этого города. Обычно ноты этих песен приносят поклонники группы.



Прочитав ноты, Дон поблагодарил меня и сказал, что в прошлом туре по России перед каждым концертом он просил кого-нибудь хотя бы напеть какую-нибудь песню, чтобы он мог её сыграть. Работа была мучительная, а здесь целый кладезь, и никаких проблем. Забегая вперёд, похвастаюсь: в течение всего тура Дон играл только по моим нотам, после каждого концерта считал нужным меня поблагодарить за помощь, а иногда подходил перед концертом и спрашивал, какую песню лучше выбрать из имеющихся вариантов, потому что иногда для одного города были приготовлены ноты двух, а то и трёх песен.



Ну, а в Екатеринбурге Дон Эйри, забрав мои ноты, пошёл… гулять по окрестностям гостиницы, причём без охраны.



Итак - пресс-конференция. Перед началом встречи Директор тура Владимир Зубицкий предупредил репортёров, чтобы они не задавали лишних вопросов. К таковым он отнес вопросы о бывших музыкантах группы и о том, как вам понравился наш город. Кроме того, оказалось, что Роджер Гловер ещё не прилетел в Екатеринбург, и, если бы не самоотверженные усилия организаторов, концерт оказался бы под угрозой срыва. Группа вошла в небольшой зальчик, расселась по своим местам, и тут Стив Морс узнал меня и приветливо помахал рукой.



В связи с терроризмом в России были ли у вас колебания ехать или нет, и что привело вас к решению всё-таки приехать к нам?



Гиллан: Такие события не должны удерживать нас от поездок, от изменения наших планов. Это - принципиальная позиция. Мы с этим живём уже давно, и если обращать на это внимание, это то же самое, что ходить по краю кратера вулкана, который дымится. В Англии мы с этой бедой живём уже сорок лет. Вы знаете, что на протяжении всех этих лет Ирландская республиканская армия взрывала супермаркеты и общественные здания. Поэтому ни в коем случае мы не должны поддаваться. Мы очень много внимания уделяем этой теме в своём творчестве.



Когда-то вы выступали в Грозном и Северной Осетии. Следите ли вы за событиями в Чечне?



Гиллан: Нет слов, чтобы комментировать события, которые произошли в Беслане. Я был в том регионе, везде люди нас хорошо принимали, а мы пришли со своим даром. Мы пришли с музыкой. Я не хочу давать политической оценки ситуации в этом регионе, у меня многое связано с ним, ведь я женился, будучи в Тбилиси. Мы объездили весь этот регион. Это было больше десяти лет назад, когда было глобальное противостояние между супердержавами, противостояние ядерное. Сейчас всё изменилось, политика изменилась, исчез вакуум, но, тем не менее, нам надо своим творчеством снимать тот негатив, который ещё остался.



Недавно в Берлине прошла выставка художницы Ольги Стожар. Она пишет картины по вашим песням. Были ли вы на её выставке, как вы её оцениваете?



Гиллан: Мы хотели держаться от нее подальше, по нашему мнению она ненормальная.



Пейс: Я видел её картины, по-видимому, ей интересно этим заниматься, но мы не можем посвятить культурным мероприятиям все своё свободное время.



Морс: Мне нравятся её работы. Я с ней встречался и получил от неё в подарок каталог её картин, но я тоже считаю, что она ненормальная.



Пару слов о том, что вы будете играть, и о новом альбоме.



Гиллан: Наш новый альбом "Bananas", мы посвящаем ему тур, будет несколько песен из него, но будут и старые песни шестидесятых, семидесятых. Ну, и конечно, как всегда наши ненормальные импровизации, сумасшествие на сцене - это тоже всё будет.



Во всех рок-энциклопедиях и во всех рок-словарях подавляющее большинство групп - из Англии: Beatles, Rolling Stones, Pink Floyd. Как вы думаете, в чём особенность вашей страны, что она родила столько рок-музыкантов? Может быть, среда какая-нибудь особенная, может быть, географическое положение?



Пейс: Американцы, которые изобрели рок-н-ролл, наверное, забыли, что это сделали они. В Англии мы много слушали эту замечательную американскую музыку. Мы очень увлекались, учились у них, даже копировали. Так случилось, что многие британские группы импортировали в Америку многое из того, что там было рождено, но с английским уклоном. Это было в то время, когда музыка имела в стране огромное значение, поэтому появилось большое количество английских групп, и они взяли на себя лидирующую роль.



Эйри: Не забывайте, что всё началось в Ливерпуле, где было много моряков, и они всегда привозили много пластинок.



Раз заговорили об истории: Иен Гиллан участвовал в таком величайшем проекте, как рок-опера "Иисус Христос - суперзвезда". Правда или нет, что Джон Леннон претендовал на исполнение главной арии, а Иен Гиллан сам записал её буквально за три часа? И как он оценивает постановку двухтысячного года?



Гиллан: Нет! Нет! Совсем нет! А о постановке мы ничего не знаем.



В восьмидесятые годы в России выходила пластинка "The House Of Blue Light". Не планирует ли группа включить в ближайшее турне песню "Bad Attitude"?



Пейс: Это проблематично. За годы накопилось столько хорошей музыки, которую люди хотят услышать, что, если бы мы её всю исполнили, концерт длился бы часов пять, не меньше. Мы могли бы это сделать, но вы бы очень устали.



Запись альбома "Bananas" затянулась на шесть лет, хотя каждый год была информация, что альбом в стадии микширования и готов к выпуску. Мы слышали, что в феврале группа собирается в студию, чтобы записать пару новых треков - это действительно так, или это опять затянется на пять лет?



Пейс: Да, мы действительно в начале года начинаем работать над новым альбомом, и если всё пойдёт по плану, то в первом полугодии мы его запишем.



Конкретного срока нет?



Пейс: Ничего нельзя утверждать категорично. Мы думали, что прямым рейсом из Лондона прибудем сюда, а получилось, видите как (из-за отмены прямого рейса музыкантом группы пришлось добираться до Екатеринбурга что называется "на перекладных" - Г.М.).



Ваши впечатления от Екатеринбурга?Чем наш город отличается от европейских городов?



Морс: Замечательные люди.



Пейс: Это традиционный вопрос, нам его везде задают, но вы должны понимать, что у нас нет времени, чтобы сформировать мнение о городе, поэтому мы считаем, что если люди хорошие, то и город хороший.



Гиллан: Мы прибыли в четыре утра, два часа назад я встал. За оставшееся время я постараюсь узнать что-нибудь о городе.



Вы в России уже не первый раз, вы какие-нибудь слова выучили по-русски?



Гиллан: (по-русски): Спасибо. Не сложно слова учить, сложно понять алфавит - кириллицу. Я всегда плутаю в Финляндии, потому что не могу прочитать название улицы, точно так же и в Токио.



Пейс: Проблемы начинаются с пересечением германо-польской границы, сразу замечаешь отличия во внешнем виде, языке и всём остальном.



Доводилось ли вам участвовать в музыкальных проектах в стиле джаз-рок? Случалось ли такое во время распада Deep Purple?



Пейс: Были приглашения, могу этим заняться, сделать качественно, но на это требуется время. Нельзя объять необъятное.



Deep Purple - лучшая концертирующая группа на свете, а пластинка "Made In Japan" - лучший концертный альбом. Нет ли у вас планов записать пластинку "Made In Russia"?



Пейс: Хорошая идея, надо над ней подумать. Спасибо.



На этом официальная часть пресс-конференции закончилась. Журналисты вручили группе картину и автомобильный номер "DP MK-8 66" (к сведению: 66 - код Cвердловской области).



Концерт состоялся во дворце спорта "Космос". Небольшой зал на 1800 человек в живописном уголке Екатеринбурга, который не портили снег и промозглый ветер.



После небольшой задержки - всего-то полчаса - в зале погас свет, и с первыми аккордами в публику ворвалась "Silver Tongue". Сразу за ней почти без перерыва - "Woman From Tokyo", и только после этого Гиллан стал общаться с публикой, объявив номер из нового альбома "I Got Your Number". Следующий номер - нестареющая "Strange Kind Of Woman", с гитарно-вокальными перекличками, выводящая нас на заглавную песню тура - "Bananas". На песнях из нового альбома орган Дона Эйри играет весомую роль. Складывается впечатление, что музыканты преднамеренно уделили ему побольше места, чтобы он вжился в группу. Но больше всего меня порадовало появление в сет-листе "Demon's Eye". Дело в том, что эту песню группа играла только в 71-м году и только пару раз. По крайней мере, я просмотрел все бутлеги 71-го года и обнаружил её только в сет-листах двух концертов: Бирмингем, 24.06.1971 и Торонто, 02.07.1971. Так что нам повезло услышать этот шедевр "вживую".



Не менее порадовало возвращение в сет-лист и песни "Knocking At Your Back Door". Но вот Гиллан рассказывает печальную историю о скромной индийской девушке, взявшей в небо компакт диск "Machine Head" и не вернувшейся с небес. Именно ей посвящена композиция "Contact Lost". Полёт, трудная работа в космосе, трагическая авария при посадке - всё отражено в этой пьесе, которую на альбоме урезали до полутора минут, и которую на концертах играют намного дольше. В кульминационный момент Морс остаётся на сцене один: только гитара и зритель, вот оно одиночество смерти… Но жизнь продолжается, и вместе с вернувшимися на сцену музыкантами, Морс переводит композицию в русло "Well Dressed Guitar", которую тоже готовили для нового альбома, но не включили в него.



Гиллан представляет лидирующего музыканта закончившейся композиции и предоставляет "слово" Дону Эйри. Звучит виртуозное органное соло, сотканное из различных фрагментов классики и… русских народных песен "Калинка" и "Ой, рябина кудрявая". Теперь вы понимаете, для чего Дону нужны были ноты? После экскурса в русский фолк звучит заглавная тема из легендарного фильма-эпопеи "Звёздные войны", переходящая в "Perfect Strangers".



Пейс отбивает ритм, слышится вступление к одной из легендарнейших песен, но на удивление гитара с басом играют что-то не совсем знакомое. Я в растерянности, но не надолго, потому что первые звуки барабанов не обманули, и это всё-таки "Highway Star", хотя и с несколько изменённым вступительным ходом.



Гиллан объявляет, что есть дороги земные, а есть небесные, и приглашает нас в "Space Truckin'". Жёсткий рифф повергает зал в экстаз. Но кульминация наступит только в следующем номере - гимн… рок-гимн всех времён и народов, как вы уже догадались, "Smoke On The Water".



Группа уходит со сцены, но это запланированный фальш-уход. Через несколько минут они вернутся и заведут ещё один бессмертный хит "Speed King". Бесконечная импровизация, виртуозное соло на бас-гитаре, которое с годами становится всё длиннее и изысканнее, и "пробежка" Иена Гиллана по любимым рок-н-роллам.



А в завершение программы - песня, с которой началась успешная карьера группы -"Hush", в которую впервые включили соло на ударных. Вот такие сюрпризы.



Ну, как вам сет? Я думаю, неплохо. Или кто-то не согласен? Ах да, есть такие, которые скажут: а где же "Child In Time"? Пожалейте Гиллана!



[r]Вот здесь, именно в этом месте я хочу отвлечься от нашего повествования и решить одну давнюю проблему: так же ли хорошо поёт нынче Гиллан или уже не так.



Народ! Когда-то молодой и горячий Иен установил для себя и для других певцов практически недосягаемую планку. Именно в песне "Child In Time" он показал такой высочайший класс, что теперь даже сам не может его повторить. Ну и что с того? Разве из-за этого стоит разглагольствовать о том, что Гиллан стал хуже петь. По сравнению с кем? С самим собой? Но мы все стареем. Тогда по сравнению с кем? С Брюсом Спринстином? Так тот вообще не умеет петь, но вы же не обсуждаете это! Много ли найдётся в роке певцов, которые смогут потягаться даже с нынешним Гилланом? Задумайтесь над этим и никогда больше не поднимайте вопроса о голосовых связках одного из величайших певцов мира.



К сожалению, за Уральский хребет мне съездить не удалось, и потому моим следующим пунктом стал славный город Самара. Концерт был назначен на 17 октября, а брифинг (почему-то "брифинг", а не пресс-конференция) планировали провести на следующий день. И хорошо, что я вовремя узнал, что он-таки состоится перед концертом.



В холле гостиницы фланировала местная рок-элита, журналисты и… музыканты. Фотографируйся - не хочу, что все и делали, несмотря на то, что Амбер, молодая, но очень строгая администратор группы, бегала и запрещала съёмку. Её слушались, но как только она удалялась, съёмку продолжали. Дон Эйри, увидев меня, поздоровался, но руку жать не стал (берёг пальцы перед выступлением), а только легко коснулся ладонью о мою ладонь. Зато Стив поздоровался крепким рукопожатием.



Расшифровка стенограммы пресс-конференции:



Гиллан: (ещё только усаживаясь): Пейса нет, он спит сейчас.



Чем отличается приём в этом году от прошлого раза?



Гиллан: Наверное, в первый раз аудитория шла из любопытства, а сейчас уже настроены позитивно, как друзья пришли, и пока всё происходит совершенно фантастично.



Как вы относитесь к идее собрать на какой-нибудь юбилейный концерт всех настоящих и бывших музыкантов группы и показать, как группа развивалась все эти годы?



Гловер: Нет, мы об этом даже не думаем. Кто-то слух такой пустил в прошлом году, но это никакого отношения к нам не имеет и этого не будет.



Гиллан: Это уже история, а мы продолжаем жить и развиваться.



Завтра день отдыха, что вы собираетесь делать?



Гиллан: Наверное, надо отоспаться.



Вы будете играть "Haunted" из нового альбома?



Гиллан: Нет. Как и две сотни других песен, которые мы тоже не будем играть.



А "Place In Line"?



Гиллан: Нет. Раньше мы эту вещь играли, даже в этом году.



Вопрос Гиллану и Гловеру. В вашей карьере есть альбомы, посвящённые детской тематике "Cherkazoo And Other Stories…" и "Butterfly Ball". По прошествии лет, как вы оцениваете эти альбомы, почему они не добились конечной цели, которая ставилась?



Гловер: Первоначально "Butterfly Ball" создавался как проект фильма. Полнометражный мультипликационный фильм. Это было редкостью в 1974-м году. Мы были в зависимости от обстоятельств, в данном случае, от всё возрастающих цен на нефть. В результате этих событий число компаний, выпускающих диски, резко сократилось, и к сожалению, проект не получил своего завершения. Надеюсь, что когда-нибудь завершим.



Есть такие идеи продолжить работу над этим проектом?



Гловер: Нет.



А песни со своего последнего альбома Роджер Гловер исполнял?



Гловер: Нет. Я хотел бы это когда-нибудь сделать, но пока не было возможности.



Чем занимается Джон Лорд, и поддерживаете ли вы с ним отношения?



Гиллан: Он недавно выпустил свой новый альбом - это великолепный альбом. Мы постоянно находимся в контакте, общаемся живьём и по телефону. Счета на телефон в результате общения просто огромные.



Планирует ли Стив Морс приехать к нам со своей рок-группой?



Морс: Сложно ответить на этот вопрос, потому что моя жизнь в основном связана с группой Deep Purple и планировать какие-то дела и проекты просто невозможно, потому что если ты член группы, то ты весь в её работе.



В 83-м году Иен Гиллан сделал проект с группой Black Sabbath. Поддерживаете ли вы с ними какие-нибудь отношения, хотя бы просто дружеские?



Гиллан: С Тони я поддерживаю очень тесные отношения, с другими членами группы - как придется. Один как раз находится на излечении. Спасибо за внимание, всем спасибо.



Концерт состоялся в Спортивном комплексе "МТЛ Арена". Сет-лист ничем не отличался от концерта в Екатеринбурге, а вот импровизационными нюансами отличался, да ещё как. Ведь именно ими славится группа Deep Purple. В органном соло Дон Эйри вставил фрагмент песни "Ах, Самара городок"; Гиллан прошёлся по рок-н-ролльной классике, как всегда, меняя репертуар. А в песне "Hush" перед соло на ударных неожиданно контрапунктом прозвучала тема из песни "Эй, ухнем". Затрудняюсь сказать, в какой момент Дон стал использовать эту фишку (я пропустил концерты в Сибири), но могу сказать точно, что играл он её до Ростова, а в Донецке и дальше её не было.



Из Самары мы переместились в древний город Ярославль. Особенностью ярославского концерта были баснословно дешёвые билеты. Дело в том, что организаторы нашли спонсоров, что позволило снизить цену на билет до 150 рублей. Это стало причиной того, что все московские фэны приехали в Ярославль, ведь дорога до Ярославля (плюс билеты) обошлись дешевле, чем один билет на концерт в Москве.



Очень странно местные организаторы подошли к вопросу охраны концерта, охранного коридорчика перед сценой не было, и в конце концерта разгорячённые фанаты стали запрыгивать на сцену. Вот тут-то охранникам пришлось поработать.



Но нашествие на Ярославль отнюдь не означало, что в Москве не было аншлага. Напротив, Москва, закормленная концертами (только Deep Purple выступали там 5 раз), заполнила "Олимпийский" до отказа. Причём в прямом смысле. К сожалению, звук был не лучшим, зато музыканты сыграли дополнительно песню "Black Night". Очень порадовало, что Дон прислушался к моему совету и не стал играть "Подмосковные вечера", а сыграл (на ура) "А я иду, шагаю по Москве". На удивление, в Москве не было пресс-конференции.



Примерно та же история повторилась и в Санкт-Петербурге. Дополнительно сыграли "Black Night", в импровизационной части Дон сыграл "Что тебе снится, крейсер "Аврора", и тоже не было пресс-конференции. Хочу на примере Санкт-Петербурга показать вам, как происходит настройка аппарата и саунд-чек группы Deep Purple.



17:10. В колонках появился оглушающий шип. Это так называемая "продувка" колонок. Так выстраивается баланс звука по электронному шипу различной частоты.



17:20. Техник Дона Эйри первый раз опробовал звучание клавишных.



17:35. Мониторный техник пробует звучание микрофонов, бесконечно повторяя: "One, two, test, one, test, test you". В это время монтажники заканчивают настройку светового оборудования.



17:37. За клавишными появился Дон Эйри. За барабанами сидит техник Иена Пейса, но барабаны он ещё не пробовал. Дон Эйри играет на клавишных, но звука нет, потому что он в наушниках и играет для себя.



17:50. Закончен монтаж света.



17:52. Попеременно включают свет над сценой, меняя направление софитов. Мониторный техник продолжает пробовать микрофоны, при этом передвигается по сцене, видимо, проверяя слышимость из мониторов на сцене. Звукооператор иногда меняет звук во фронтальных колонках - то звучит левая сторона, то правая. Но в основном обе стороны звучат одновременно.



17:54. Появились первые охранники.



17:57. Во фронтальные колонки пустили фонограмму какой-то группы.



17:58. Фонограмму оборвали так же резко, как она началась.



18:04. Техник Пейса стал пробовать барабаны. Дон Эйри всё еще продолжает играть для себя.



18:09. Техник Иена Пейса прекратил пробовать барабаны. Вышел техник Гловера и стал пробовать бас. К нему подключился техник Пейса, и они стали играть вдвоём. Классно играют!



18:13. Как только закончили играть техники, в игру вступил Дон Эйри. Как всегда (или почти всегда) Дон играет ходы из органного соло к "Perfect Strangers" и из самой этой песни.



18:15. Дон Эйри опробовал свой микрофон, пропев какую-то фразу.



18:16. Дон отвернулся, а до клавиш дотронулся его техник.



18:17. Дон Эйри снова за клавишными. В это же время техник Морса стал пробовать гитару. Охраны становится всё больше и больше.



18:20. Дон снова надел наушники и играет для себя.



18:22. Остановился, попил воды и снова стал играть. Интересно, что???



18:25. Дон снял наушники, взял свою куртку и ушёл. Всё, на саунд-чеке больше ничего интересного не будет.



Самый удивительный концертный зал был в Уфе. На территории тамошнего ВДНХ арендовали пустой павильон. Представьте себе площадку 50х50 метров, упакованную в стекло, а сверху прикрытую железной крышей, лежащей на фермах. Только героические усилия звукооператоров спасли концерт. Дон Эйри снова воспользовался моими нотами и сыграл фрагмент башкирской песни о коне. Досадный срыв произошёл в самом начале песни "Space Truckin'". Гиллан неожиданно отвернулся и не смог спеть несколько строк. В конце концерта снова сыграли "Black Night", и у меня сложилось впечатление, что её включили в основной сет.



Но я ошибся. В Ростове её не играли. И вообще Ростовский концерт оказался на грани срыва. Стоял густейший туман, и группа прибыла с гигантским опозданием. Пришлось задержать концерт на 2 часа. Дон Эйри на этом концерте сделал своеобразный рекорд: на импровизационной части сыграл целых три фрагмента русских песен. После повсеместной "Калинки" он сыграл "Тачанку", а за ней "Из-за острова на стрежень". Неожиданной была импровизация Морса на "Knocking At Your Back Door". Стив стал играть не знакомый мне рифф. А Гиллан в очередной раз показал своё отношение к фэнам: охрана слишком рьяно выполняла свои обязанности, и Гиллану пришлось их успокаивать. Кто ж ещё заступится за зрителей?



Тут, дорогой читатель, надо сообщить вам, что далее действие перенеслось на территорию суверенного государства Украина. Музыканты приехали в Донецк. На пресс-конференцию собралось очень много журналистов.



Чем, на ваш взгляд, отличаются фанаты в разных странах?



Гиллан: Во всех странах люди, конечно, отличаются, и личные качества не зависят от политической обстановки в стране. Конечно, фанаты в странах Средиземноморья и Латинской Америке более активны, чем люди из более северных стран с более холодным климатом. А если концерт проходит в Турции, то это можно понять и с закрытыми глазами, потому что в Турции публика самая громкая из всех. Но на самом деле разницы никакой нет, и реакция нигде не отличается.



Очень часто богатые люди приглашают знаменитых музыкантов на дни рождения, на свадьбы. Были ли у вас такие приглашения?



Гловер: Поступало одно-два предложения, но мы этого никогда не делали. Можем об этом подумать, если предложат какое-то количество денег. Нет, всё равно не стали бы этого делать, потому что это не та музыка.



Пейс: Несколько лет назад у сына одного араба был день рождения, сыну исполнялся 21 год и он захотел, чтобы Deep Purple выступили на вечеринке по этому поводу, но в результате отец переубедил сына, что не стоит этого делать. (При этом Пейс изобразил, что отец наказал сына ремнём)



Вопрос к Иену Гиллану. В одном интервью вы говорили, что Вам нравится творчество пятидесятилетних музыкантов, что именно в этом возрасте расцветает их творчество. Как Вы соотносите это со своей группой и как Вы находите нынешний период творчества Deep Purple?



Гиллан: На самом деле, вы немного не так поняли. Просто, когда у меня был кризис среднего возраста, я сел и подумал, что все мои любимые артисты - Элла Фитцджеральд, Рей Чарльз, многие блюзовые артисты - все они достигли своего пика, когда им было пятьдесят лет. Меня тогда очень поддержала эта мысль. Я понял, что и в этом возрасте существуют вещи, над которыми можно плакать и смеяться. Мы все ведём активный образ жизни, и возраст нам абсолютно не мешает.



У нас сейчас выборы - известный политический фактор. А вы бы стали поддерживать кандидата-террориста или нет?



Гиллан: Никогда этого не сделали бы, и все болельщики могут идти куда подальше. Мы никогда не выступали в поддержку какой-нибудь политики, потому что у каждого члена группы абсолютно разные политические взгляды и разные взгляды на жизнь, Трудно представить себе, что мнения всех нас о ком-то совпали. Что мы поддерживаем, так это благотворительные акции, чтобы деньги пошли на доброе дело. Мы этим довольно часто занимаемся.



И ещё один вопрос к Гиллану. Если бы Вы узнали, что какой-нибудь молодой человек, изучая вокальное искусство, распевает Вашу "Child In Time", Вы бы гордились собой или пожалели этого парня?



Гиллан: На самом деле это песня для молодого человека. Я сам лет двадцать назад решил, что буду исполнять её реже, потому что я иначе потерял бы голос. Это действительно стоит очень больших усилий. Но что бы я пожелал этому певцу? - удачи, но на несколько лет. Большое спасибо, это лучший и самый умный вопрос об этой песне, который я когда-либо слышал.



Кого Стив считает лучшим из ныне гастролирующих гитаристов? Может быть, Эдди Ван Халена, Джимми Пейджа или Джо Сатриани? Кого Вы считаете наиболее интересным для себя гитаристом? Хотелось бы услышать мнение о Ван Халене.



Морс: С Эдди ван Халеном мы вместе играли. Была пара концертов, где мы играли импровизации, рок-н-роллы. Он очень хороший гитарист. Что меня удивило, так это то, что Ван Хален сам очень сильный гитарист, но отдал мне ведущую партию. И Сатриани находится на том же уровне. Они оба - великие гитаристы.



Говорят, вчера вы очень тепло попрощались с Россией. Жалко было уезжать?



Гиллан: На самом деле, когда долго находишься в какой-нибудь стране, привыкаешь к людям, к условиям, окружающей обстановке, жалко уезжать, но всегда приятно уезжать с приглашением вернуться, что, может быть, через несколько лет и произойдёт.



Господин Гиллан спел заглавную партию в рок-опере "Иисус Христос - суперзвезда". Являетесь ли Вы верующим человеком и посещали ли Вы русские православные храмы в России?



Гиллан: Я не религиозный человек. Конечно, в детстве я посещал церковь, как и все другие дети, которые жили по соседству. Но сейчас уже нет. На самом деле, самое главное в человеке - это его собственная внутренняя духовность. А самый хороший совет по поводу оперы "Иисус Христос - суперзвезда" я получил от Тима Райса, который был автором текста. Он сказал: "Не смотри на Иисуса Христа, как на религиозную фигуру, рассматривай его просто как историческую фигуру, и тогда тебе будет легче всё это понять и воспроизвести".



Вопрос к Роджеру Гловеру. С кем, как продюсеру, Вам легче всего работалось, и Ваша любимая работа?



Гловер: На самом деле, все годы, которые я провёл, продюсируя пластинки групп, это когда я ушёл из Deep Purple в 73-м году, и ничем другим кроме продюсирования не занимался. И именно тогда я работал с такими группами, как Nazareth и Judas Priest. А сейчас я продюсированием не занимаюсь, потому что в группе очень много дел, и я занимаюсь только этим. Также у нас сейчас появился новый продюсер, что частично снизило нагрузку



У нас на Украине говорят: "Без червоной калыны не маю Украины", а без чего вы не представляете себе вашей страны?



Пейс: Не могу представить, чтобы моя страна существовала без двойного отрицания.



Гиллан: Скорее всего, это очень красивая природа за городом.



Гловер: И пиво.



После пресс-конференции музыканты в спешном порядке покинули конференц-зал, не дав ни одного автографа. Почти все они поднялись в стеклянном лифте куда-то наверх в свои номера, только Гиллан остался и зашёл в спортивный магазин померить кроссовки. Надо ли говорить, что делать это ему пришлось под прицелом видеокамер и фотоаппаратов! Журналисты обступили Иена с просьбой дать автограф, и Гиллан, перемежая вздохи с восклицаниями: "Oh, my God", стал расписываться.



Перед концертом на саунд-чеке Дон Эйри неожиданно для всех не стал играть в наушниках, а включил орган во фронтальные колонки. Играл он фрагмены из песен "Smoke On The Water", "Knocking At Your Back Door", "Demon's Eye", "Woman From Tokyo"… А в органной импровизации во время концерта сыграл фрагмент песни "Спят курганы тёмные", при этом "Калинку" он уже не играл, да и "Эй, ухнем" исчезла из песни "Hush".



После концерта я застал Дона Эйри в приподнятом настроении, он шутки ради подбрасывал вверх ручку и ловил её за спиной. Всем присутствующим он рассказал, что это я помог ему с нотами, и торжественно пожал мне руку, а Стив Морс подарил мне целую горсть своих медиаторов.



В Харькове возле гостиницы лёгкий ажиотаж, все ждут прибытия музыкантов. Телевидение, журналисты, фотографы, местные тусовщики, фанаты из Воронежа и Белгорода. Знаменитый украинский телеведущий специально приехал из Киева, но никакой реакции его появление не произвело, хотя я уверен, что в другой момент фурор ему был бы обеспечен. Ещё смешнее вышла ситуация с популярнейшим поп-певцом Бени Бенасси. За день до этого он выступал на той же площадке, на которой предстояло выступать Deep Purple. Так вот, Бени гордо выпорхнул из гостиницы, увидел толпу и предвкусил, что ждут его и сейчас будут просить автографы. Каково же было его разочарование, когда никто к нему даже не подошёл.



Группа подъехала на автобусе. Как всегда Стив взял на себя общение с публикой (любит он это дело), а Гиллану, как бы он ни старался проскочить незамеченным, поклонница из Белгорода вручила гроздь бананов. Гиллан "растаял" и заулыбался.



На концерте запомнилось несколько моментов. Перед песней "Bananas" Гиллан неожиданно для всех, даже для группы, пошел в зал, в народ (!). Насколько я понял, он стал разбираться с охранниками, которые и здесь обижали фэнов. Только Дон Эйри вовремя сообразил и стал наигрывать какую-то мелодию. Во время органной импровизации Дон сыграл "Ти ж мене пiдманула" и "Степную ковалерийскую". "Кавалерийскую" я предложил Дону с умыслом и тонким намеком - дело в том, что эту мелодию использовал Ричи Блэкмор на втором альбоме Blackmore's Night.



Но главным отличием этого концерта стало исполнение песни "Lazy", которая заменила песню "Speed King".



В Киеве произошёл казус: состоялась незапланированная пресс-конференция, и поэтому на ней присутствовало только несколько местных журналистов.



Но зато какой сюрприз меня ждал перед концертом! Дон Эйри вышел на саунд-чек со стопкой моих нот, а там были отложены все ноты, имеющие хоть какое-то отношение к Украине. Я выбрал "Реве тай стогне Днiпр шiрокий". Дон промурлыкал их себе под нос, но почему-то пожал плечами. "Сейчас попробую сыграть на сцене", - сказал он и побежал к органу. Но в это время на сцене выстраивали баланс вокала и барабанов, и из-за этого стоял невообразимый гвалт.



Расстроенный Дон вернулся в холл, и тут он увидел рояль. Клавишной стороной рояль был задвинут в самый угол. "Помоги мне", - сказал Дон, и мы вдвоём его откатили.



Он пробежался по клавишам и стал играть… "Back In USSR". Да-да, ту самую, битловскую. Во время припева он даже напевал приятным баском. Сбежался народ. Покончив с Битлз, Дон развернул ноты "Реве тай стогне Днiпр шiрокий", сыграл небольшой фрагмент, снова пожал плечами, сказал: "No", а потом, обращаясь ко мне, добавил: "Слушай", и стал играть Шопена! Это надо было видеть. Дон полностью ушёл в себя, отрешился от внешнего мира. Играл по памяти, а когда сбивался, скромно говорил: "забыл", и продолжал играть дальше. Слушать его прибежали даже техники. Уж они-то его слышали не раз, но, тем не менее, даже бросили настройку аппарата.



В Киеве снова сыграли "Speed King" с традиционной рок-н-ролльной вставкой, на которой Гиллан играл на губной гармошке, и "в довесок" сыграли "Black Night". Я заметил, что сет-лист расширялся, в основном, в столицах.



А после концерта состоялось прощание с группой. Стив и Дон говорили мне, чтобы я обязательно приезжал на их следующее турне по России. Ну, конечно же, приеду, куда я денусь…



Геннадий Моисеенко
Обновлено 20.04.2009 15:27