RSS

Последние комментарии

Glam-Rock. Slade Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 
Автор: DarkMan   
22.04.2011 12:38
Британская сенсация начала 70-х, Slade остались по преимуществу достоянием отечественного и немножко европейского шоу-бизнеса - как и большая часть представителей глэм-рока. Для Америки они звучали слишком "по-английски", зато для соотечественников - в самый раз. Фирменный нарядный глэм-рок, вечный вызов серым будням, приятно радовал слух английских меломанов, отвечавших музыкантам взаимной симпатией. Подхватив дело, начатое первопроходцами жанра T. Rex, Slade пошли дальше в расширении "словаря" глэм-рока, создав в процессе поисков еще более британское явление, названное glitter. Принцип стиля глиттер - это перевес формы над содержанием, это внешняя привлекательность и яркая театральность, легкомысленные тексты и эффектные мелодии.



Больше сорока лет отделают нас от того дня, когда в английском городе Вулверхэмптоне появилась группа The Vendors, в которой играли два 17-летних парня - гитарист Дейв Хилл (Dave Hill) и барабанщик Дон Пауэлл (Don Powell). После записи демо-вариантов четырех песен, не получивших никакой огласки, The Vendors превратились в In-Be-Tweens и уже под этим именем выпустили несколько синглов с легкой руки французской компании Barclay. Это случилось в 1965 году, в то самое время, когда 18-летний гитарист и вокалист Нодди Холдер (Noddy Holder), урожденный Невилл Холдер (Neville), играл в бэк-группе Стива Бретта (Steve Brett). Длилось это недолго. В 1966 году Холдер становится концертным менеджером рок-группы Listen, в которой солирует тогда еще юный Роберт Плант (Robert Plant).

Вскоре Нодди знакомится с Джимми Ли (Jimmy Lea), которому всего 16, но он неплохо управляется с несколькими инструментами и всегда готов составить компанию, когда речь идет о выпивке. Так же охотно он строит планы возможной совместной команды, которая становится реальностью уже осенью 1966 года. За бас-гитару в новоявленном ансамбле отвечает Джимми Ли, за ударными сидит Дон Пауэлл, гитаристов двое - Нодди Холдер и Дейв Хилл. По сути, это очередной вариант группы In-Be-Tweens, которая принимается за поиски лид-вокалиста. Пока шли предварительные переговоры с Робертом Плантом, команде  предложили выступить в известном клубе. В последнюю минуту Нодди рискнул сам стать у микрофона. Он покорил аудиторию не столько богатством обертонов, сколько чувственным, выразительным исполнением и шершавым, чуть надтреснутым вокалом. Помощь Роберта Планта больше не понадобилась.

Квартет быстро навел мосты с местными клубами и начал регулярно выступать, играя некий гибрид рока и соула. Единственная скоротечная память, оставленная по себе этой командой, - ничем не примечательный сингл "You Better Run". Так безвременно исчезла группа In-Be-Tweens, превратившись в более удачливых Ambrose Slade. У этой инкарнации команды с самого начала дела пошли гораздо лучше. Во-первых, они легко заручились поддержкой рекорд-компании Fontana, во-вторых, заполучили отличного менеджера в лице Чеса Чендлера (Chas Chandler), примечательной фигуры в тогдашнем шоу-бизнесе. Чендлер, начинавший как бас-гитарист группы Animals и переквалифицировавшийся в менеджера, за несколько лет до этого открыл миру Джими Хендрикса, а познакомившись поближе с Ambrose Slade, внес несколько конструктивных предложений: сократить название до одного слова Slade и попробовать другой имидж, более эпатажный и эффектный - бритые головы, подтяжки, армейские ботинки.

Первое поступление в обширную дискографию Slade датировалось 1969 годом. Ранние пластинки - "Beginnings" (в Америке - "Ballzy") и "Play It Loud" - базировались в основном на чужом материале (Beatles, Stax, Марвин Гай (Marvin Gaye), Джефф Линн (Jeff Lynne), Steppenwolf и так далее), перезаписанном на новый лад. Если эти альбомы и произвели какое-то впечатление на тогдашних меломанов, то свидетельств тому не осталось. По мере роста творческой самостоятельности и композиторских амбиций все длиннее становились волосы музыкантов, а их внешний вид - все более экстремальным. К началу 70-х участники Slade ощущали себя неотъемлемой частью расцветающего глэм-движения, во главе которого стояли соотечественники Дэвид Боуи (David Bowie) и группа T. Rex.

Соответственно, более "гламурной" становилась и музыка Slade, все сильнее влюблявших в себя английскую молодежь. Доказательство назревавшей славы не заставило себя долго ждать. В 1971 году каталог группы пополнился первым хитом собственного производства. Сингл "Get Down and Get With It" отметился под 16 номером в английском хит-параде и положил начало серии очень успешных песен, вызывавших пристальный интерес меломанов. В первой половине 70-х в среднем два раза в год синглы Slade финишировали в британском Тор 5, причем каждый второй становился хитом #1. Все самые известные композиции этого периода сочиняли Нодди Холдер (слова) и Джим Ли (музыка). К фирменным фишкам команды прибавилось и шутливое обыгрывание названий, искажение их написания. Глубоко ошибаются те, кто считает, что коверкать слова начали американские рэпперы. Британцы Slade опередили их как минимум лет на двадцать, предлагая песни с названиями типа "Coz I Luv You", "Gudbuy t'Jane", "Cum on Feel the Noize" или "Merry Xmas Everybody". За это неуважение к орфографии группу очень не жаловали английские педагоги, считавшие, что Slade оказывают "нездоровое влияние на британскую систему образования".



Неоднократно предпринимавшиеся попытки "открыть Америку" и показать себя американцам ни к каким утешительным результатам не привели. Даже несмотря на то что трек-листы английских и заокеанских релизов заметно отличались - учитывалась специфика американского рынка. Даже несмотря на то что такие альбомы, как "Slayed?" и "Slade Alive!" (оба появились в 1972 году) входят в число лучших образцов глэм-рока. Высший результат команды в поп-чарте США - это 69 строчка, покоренная пластинкой "Slayed?". Но гораздо важнее показателей в чартах тот факт, что диск "Slade Alive!" создал прецедент качественной живой рок-записи. Такой формат впоследствии будут копировать Kiss, Брюс Спрингстин (Bruce Springsteen) и другие рок-артисты. В конце ХХ века журнал "Rolling Stone" включит "Slade Alive!" в пятерку лучших концертных записей всех времен. А в момент появления в 1972 году по-настоящему оценили его только соотечественники. В Англии альбом взобрался на вторую строчку хит-парада и не покидал чартов больше года. В мае 72 года четверка отправляется в первый хэдлайнерский тур по Европе. На разогреве у Slade выступают Status Quo.

Летом 1973 года барабанщик Дон Пауэлл был серьезно ранен в автокатастрофе, которая унесла жизнь его подруги. Еще несколько месяцев музыканту придется восстанавливать работоспособность и частично утерянную память. В декабре 1973-го второй год подряд сингл "Merry Xmas Everybody" вернулся в эфир английских радиостанций и рейтинги продаж. Этой композиции суждено было стать самым популярным номером в карьере Slade. С 1981 по 1994-й сингл будет ежегодно переиздаваться и активно раскупаться в Европе, разойдясь в общей сложности 4-миллионным тиражом.

В первой половине 70-х команда аккуратно поставляла новые альбомы не реже раза в год, причем все они пользовались неизменной популярностью, катапультируя в европейские чарты хит-синглы "My Friend Stan", "Everyday", "Bangin' Man" (хит #3), "Far Far Away" (хит #1), "How Does it Feel", "In for a Penny". В 1974 году Slade закончили работу над фильмом "Slade in Flame", основанном на их музыке. Одноименный саундтрек вышел синхронно с картиной, которая, вопреки ожиданиям фанов, нисколько не напоминала кинотворчество Beatles, еще свежее в памяти. Фильм "Slade in Flame", неожиданно мрачный и серьезный, стал для музыкантов актерским дебютом, с которым они справились просто великолепно. Хотя поклонники команды отнеслись к картине неоднозначно, в 90-е годы критики в один голос называли "Slade in Flame" одним из самых интригующих "рок-фильмов".

В середине десятилетия популярность Slade, как и всего глэм-рока, начала сдавать позиции под натиском агрессивного панка. Внимание ветреной публики привлекали новые герои, но и Slade не готовы были так запросто уступить завоеванные рубежи. Они записывали новые пластинки, с присущим им юмором обыгрывая в названиях сложившуюся ситуацию: "Nobody's Fools" (1976), "Whatever Happened to Slade?" (1977), "Return to Base" (1979). Эти работы обозначили отход от традиционных для группы "рок и поп-гимнов" и больше тяготели к фанку и соулу. Современники их недооценили, зато дети и внуки тогдашних тинейджеров, уже в 90-е годы, заново открывали для себя эту музыку, вдохновлявшую многих рок-героев конца 20 века - Nirvana, Smashing Pumpkins, Soundgarden...

Slade продолжали много гастролировать, поддерживаемые еще довольно многочисленной фановской армией. Их шоу пользовались в Европе большой популярностью, о чем свидетельствует, например, выступление на фестивале в Ридинге летом 1980 года, которое стало украшением фестиваля. Этот концерт, на который команда согласилась в последний момент, когда организаторы получили отказ от хэдлайнера Оззи Осборна, возродил острый интерес к творчеству Slade, по крайней мере в Великобритании.

Тем временем Нодди Холдер, Джим Ли и его брат Фрэнки (Frankie) создали трио The Dummies, намереваясь потягаться силами с популярными группами новой волны. Они выпустили три сингла с вокалом Джима Ли (голос Нодди был слишком хорошо известен) и получили очень интересное предложение от модного лейбла Stiff Records. Однако заниматься этим проектом всерьез они не собирались, их амбиции и так были удовлетворены.

В начале 1981 года, незадолго до появления альбома "We'll Bring the House Down", имя Slade снова вернулось в чарты с первыми за шесть лет хитами - "We'll Bring the House Down" и "Lock up Your Daughters". Релиз только подогрел интерес к команде, взятой в оборот журналистами после фестиваля в Ридинге. Портреты музыкантов снова запестрили в таблоидах и молодежных журналах, "как в старые добрые времена". Более того, крупные акулы шоу-бизнеса сделали Slade несколько весьма привлекательных предложений, и группа подписала контракт с лейблом RCA. Альбом 1981 года "Till Deaf Do Us Part" - еще один своенравный зигзаг команды, покусившейся на хэви-метал. Неожиданно для самих себя в глазах молодых меломанов они предстали в одной связке с Iron Maiden. Полные залы во время массированного европейского тура доказали, что и в таком амплуа Slade вполне способны завести многотысячный зал.

В 1983 году в Великобритании появился еще один лонг-плей не сдающихся Slade с ироничным названием "The Amazing Kamikaze Syndrome". "Синдром камикадзе" уже на протяжении без малого двадцати лет доказывал свою жизнеспособность, а к концу 83-го года творчество команды наконец завладело воображением американских рок-фанов. Катализатором их популярности выступила кавер-версия песни "Cum on Feel the Noize", записанная поп-метал-проектом Quiet Riot. Один успех потянул за собой другой: пластинка Slade 1984 года "Keep Your Hands Off My Power Supply" (чуть измененный альбом "The Amazing Kamikaze Syndrome", год назад изданный на родине) покорила 33-ю строчку американского хит-парада. Пара успешных треков, получивших активную ротацию на радио и MTV, "Run Runaway" и "My Oh My" (английский хит #1), закрепила первоначальный успех. Подлил масла в огонь и новый кавер Slade, сделанный теми же Quiet Riot, "Mama Weer All Crazee Now". Однако выпускающая американская компания не очень усердствовала в раскрутке альбома, так что концертный тур группы по США не шел ни в какое сравнение с тем, как принимали команду на родине.

Примерно в это же время Холдер и Ли решили попробовать себя на продюсерском посту, взявшись за раскрутку других артистов. Наиболее интересным объектом приложения их сил стала группа Girlschool, для которой они спродюсировали в 1983 году лонг-плей "Play Dirty".

А Slade тем временем готовили новую пластинку "Rogues Gallery", которая вышла в 1985 году и вызвала гораздо более спокойный отклик в Великобритании, не говоря уже о вполне охладевшей Америке. В том же 85 году появился рождественский альбом "Crackers!". Запись отражала ироничное отношение музыкантов к празднику, которое позволило им записать рождественскую классику ("Santa Claus Is Comin' To Town" и т.п.) в непривычно задорном и энергичном рок-н-ролльном стиле, в то время как коллеги по сцене преподносили материал такого рода уж слишком серьезно.

Релиз 1987 года "You Boyz Make Big Noize" стал последним приветом от героев 70-х, после которого музыканты, не делая громких официальных заявлений, пошли по жизни каждый своим путем и занялись собственными проектами.

В частности, Невилл Холдер выбрал основным полем деятельности телевидение и радио. Он с большим успехом участвовал в роли гостя или ведущего в различных телешоу, делал авторскую программу на манчестерском радио, посвященную музыке 70-х. В 1999 году Холдер выпустил автобиографическую книгу "Who's Crazee Now?!". В 2000 году он удостоился награды от отечественной музиндустрии Millennium New Years Honours List за вклад в развитие британской музыки. В 2004 году 57-летний Холдер приятно удивил поклонников: он решил вернуться в строй после слишком затянувшегося перерыва и опубликовал сольный альбом, "нечто среднее между The Darkness и Franz Ferdinand". Свои сольные творческие амбиции успешно реализовал и Джим Ли.

В начале 90-х их бывшие коллеги Дейв Хилл и Дон Пауэлл попытались реанимировать Slade под названием Slade II и несколько раз объездили Европу с концертами. Их студийные усилия были обнародованы в 2002 году на альбоме "Cum on Let's Party" (в США - "Keep on Rockin"). Вокалистом возрожденной команды долгое время оставался Стив Уэлли (Steve Whalley), в 2005-м его сменил Мэл Макналти (Mal McNulty), певший в 90-е годы в составе Sweet.

К 30-летию с момента старта команды появилась компиляция "Feel the Noize: The Very Best of Slade" (1997), получившая широкий резонанс в Великобритании. Это был не первый и уж точно не последний ретроспективный релиз героев 70-х, каждое переиздание которых пресса то и дело называла мини-возрождением глэм-рока.



Текст: Виктория Прокопович

Glam-rock

Глэм-рок (glam-rock), он же глиттер-рок (glitter rock) оформился как стиль в первой половине 70-х годов. Для исполнителей глэма был характерен акцент прежде всего на визуальной стороне действа: обильном гриме, вычурных одеждах, подчеркнуто манерном поведении. Под всеми этими «перверсиями» прочитывался иронический подтекст, дух бесшабашного и изысканного жизнепрожигания. Образы мальчика-девочки и космического пришельца Зигги Стардаста, созданные Дэвидом Боуи , кокетливые горжетки и высокие шляпы Марка Болана , стильная утонченность ранних ROXY MUSIC, блестящие костюмы и сапоги на невероятных каблуках, в которых щеголял Гэри Глиттер , «кровавые» шоу Элиса Купера , клоунада KISS, наряженные индейцами SLADE, затянутые в цветную кожу «подростки» SWEET - все это различные проявления глэма, истоки которого восходят к самому Элвису Пресли. Во многом яркость, необычность, праздничность глэма компенсировала рок-слушателю 70-х будничность, «серость» его собственного повседневного существования.
Для глэма типичны не только имидж и другие внешние признаки, но и определенные музыкально-стилистические принципы: четкая четырехдольная рок-н-ролльная ритмика, относительная простота гармоний, запоминающаяся вокальная мелодика, причем сам голос (как правило, высокий) в глэме как раз и является подлинным «выразителем чувств». Вокал может быть вибрирующе-дребезжащим, как у Болана, грубовато-крикливым, как у SLADE, или подчеркнуто виртуозным, как у SPARKS. Типичны многократные дублировки, придающие звучанию вокала легкую «расстроенность». Саунд в целом может тяготеть к хард-року (хард-глэм) или же быть более арт-роковым (арт-глэм), но при этом всегда имеет яркую, специфически глэмовую окраску (связанную с подчеркиванием средних частот). Не миновали глэм-воздействий Элтон Джон, Сюзи Кватро , ROXY MUSIC, MOTT THE HOOPLE, BAD COMPANY и другие популярные артисты 70-х.
В конце 70-х - начале 80-х идеи глэма были заимствованы диско и «новой волной». Глэм-воздействия (прежде всего в области визуализации) ощутимы и сегодня: они проявляются в творчестве многих представителей индастриала, «готики», глэм-метала, хотя сам дух «изысканного жизнепрожигания» кажется безвозвратно утерянным.

Ключевые артисты и альбомы направления:

T. REX «Electric Warrior» (1971)
David Bowie «The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders From Mars» (1972)
SLADE «Slayed?» (1972)
ROXY MUSIC «Country Life» (1974)
SWEET «Desolation Boulevard» (1974)

 

Посмотреть клип Slade "Coz I Luv You" - именно так! :)

Обновлено 22.04.2011 12:46
 

Интернет магазин МотоГанза - мотозапчасти и экипировка.


ТАТУ�РОВКА � ВСЁ, ЧТО С НЕЙ СВЯЗАНО
Студия Татуировки и Пирсинга BLACK FLY